Проект «ШКОЛА – ТЕРРИТОРИЯ ЗДОРОВЬЯ»
- Общие положения
Проект «Школа – территория здоровья» в рамках Государственной программы «Здоровье народа и демографическая безопасность Республики Беларусь».
Проект предусматривает реализацию структурированного и систематического плана действий, нацеленных на улучшение здоровья, благополучия и развития социального потенциала всех обучающихся. Среда учреждения образования рассматривается как важная область для укрепления здоровья и получения знаний о здоровье.
- Информационный паспорт проекта
Наименование проекта
|
«ШКОЛА – ТЕРРИТОРИЯ ЗДОРОВЬЯ»
|
Место реализации проекта
|
Государственное учреждение образования «Светиловичская средняя школа Белыничского района»
|
Главная идея проекта
|
Организация совместной деятельности педагогов и обучающихся, законных представителей несовершеннолетних, а также других заинтересованных организаций в сохранении здоровья, направленной на оптимизацию учебной, психологической и физической нагрузки учащихся и создание в учреждении условий для сохранения и укрепления здоровья, формирования культуры здорового образа жизни
|
Сроки реализации проекта
|
2022-2023 гг.
|
Участники проекта
|
Руководство учреждением образования, классные руководители, педагоги учреждения, ученический коллектив, родительская общественность, обслуживающий персонал, представители учреждения здравоохранения, социальные партнеры.
|
Принципы
|
- Культурологический подход: приобщение обучающихся к культуре гигиены.
- Деятельный подход: игровой, творческий.
- Дифференциация: учет специфических позиций детей, учет их физического развития.
- Комплексный подход: использование профилактических и оздоровительных технологий.
|
Информационное обеспечение проекта
|
Официальный сайт учреждения образования, информационные стенды, мультимедиа
|
- 2. Обоснование и актуальность реализации проекта
Проблемы сохранения здоровья школьников и привития им навыков здорового образа жизни сегодня весьма актуальны в связи с резким снижением процента здоровых детей, увеличением числа имеющих хронические заболевания, неврозы. Причины такого состояния – нарушения экологии, гиподинамия, нервно-психические нагрузки, незнание своего организма, состояние социальной среды, в результате чего происходит снижение уровня жизни.
Огромную роль в становлении человека как личности играет образ его жизни, который, в свою очередь, зависит от образа мышления и сформированности жизненных установок. Здоровье – ни с чем несравнимая ценность. Каждому человеку присуще желание быть сильным и здоровым.
Именно учреждение образования совместными усилиями с родителями должны содействовать формированию правильного понятия: «А что такое здоровье и что такое здоровый образ жизни?», «Как правильно формировать знания у учащихся и родителей о здоровом образе жизни?».
Содействие здоровью в условиях учреждения образования – это «любая деятельность, направленная на улучшение и сохранение здоровья всего школьного сообщества». Содействие здоровью в учреждении образования включает образование по вопросам здоровья в классе, пропаганду здорового образа. Кроме того, это все действия по созданию здоровой школьной среды.
Учреждение образования должно стремиться к здоровью и благополучию всех участников образовательного процесса с помощью системного и комплексного подхода.
Поэтому педагогическому коллективу учреждения образования, родительской общественности необходимо объединить усилия по наращиванию потенциала по развитию знаний, навыков и заинтересованности всех членов школьного сообщества в укреплении здоровья и повышении уровня благополучия.
В связи с этим положено начало реализации информационного проекта «Школа – территория здоровья» в рамках Государственной программы «Здоровье народа и демографическая безопасность Республики Беларусь». Необходимо создание единой профилактической среды (как в учреждении образования, так и вне школы). Проект подразумевает совместную деятельность педагогических работников, обучающихся и родителей, а также других заинтересованных организаций в сохранении и укреплении здоровья детей.
Цель проекта:
Создание условий для формирования личности учащегося – здоровой физически, психически, духовно и социально, испытывающей потребность в здоровом образе жизни, ответственно относящейся не только к собственному здоровью, но и здоровью окружающих, а также к сохранению окружающей среды.
Задачи:
– повышение информированности учащихся, родителей и педагогических работников в вопросах охраны здоровья и степени влияния на него факторов окружающей среды и иных рисков;
– воспитание ответственности учащихся за свое здоровье и здоровье окружающих;
– формирование мотивации для здорового образа жизни и предупреждения развития отклонения и ухудшений в состоянии здоровья, дезадаптации в обществе;
– обеспечение благоприятной окружающей среды, способствующей сохранению и укреплению здоровья, обеспечивающей формирование навыков здорового образа жизни.
– активное привлечение к вопросам сохранения и укрепления здоровья иных заинтересованных организаций и специалистов.
– реализация системы профилактических мероприятий, организация физкультурно-массовых мероприятий;
– создание в учреждении оптимального двигательного режима для обучающихся с учетом их возрастных, психологических и иных особенностей, развивать потребность в занятиях физической культурой и спортом;
– оптимизация системы психологической помощи учащимся;
– создание системы содержательного, информационного обеспечения агитационной и пропагандистской работы по приобщению подрастающего поколения, педагогов, законных представителей обучающихся к здоровому образу жизни;
– расширение взаимодействия учреждения образования, родителей и общества в контексте укрепления здоровья.
Целевой группой, для которой разработан данный проект, являются все обучающиеся государственного учреждения образования «Светиловичский учебно-педагогический комплекс детский сад – средняя школа Белыничского района», так как формирование ответственного поведения, заинтересованность в собственном здоровье, мотивация к ведению здорового образа жизни актуальны для всех. Проектом предусмотрены как общие мероприятия для всех обучающихся, так и с учетом возрастных категорий, а также «групп риска», т.е. обучающихся, уже имеющих нарушения состояния здоровья.
- Функциональные ресурсы различных категорий работников учреждения
Функции медицинской службы:
- проведение диспансеризации обучающихся;
- медосмотр обучающихся, определение уровня физического здоровья;
- выявление учащихся специальной медицинской группы.
Функции руководства учреждения образования:
- общее руководство реализацией программы: организация, координация, контроль;
- общее руководство и контроль за организацией горячего питания обучающихся в учреждении;
- организация преподавания вопросов сбережения здоровья человека на учебных и факультативных занятиях;
- организация и контроль учебных, факультативных занятий, спортивных секций по физической культуре и здоровью, занятий объединений по интересам;
- обеспечение работы спортивных зала во внеурочное время и во время каникул;
- разработка системы внеклассных мероприятий в шестой школьный день по укреплению физического здоровья обучающихся и ее контроль;
- организация работы классных руководителей по программе сбережения здоровья и ее контроль;
- организация и контроль работы психологической службы учреждения.
Функции классного руководителя:
- работа по организации жизнедеятельности детей в учреждении;
- организация и проведение в детском коллективе мероприятий по профилактике: частых заболеваний учащихся; детского травматизма на дорогах; наркомании, токсикомании, табакокурения;
Функции специалистов социальной психолого-педагогической службы:
- организация создания банка данных о социально неблагополучных семьях и обеспечение поддержки детей из таких семей;
- организация встреч учащихся с представителями правоохранительных органов, работниками ГАИ, ИДН, медработниками, наркологами;
- организация и проведение: внеклассных мероприятий (беседы, диспуты, лекции, КТД, конкурсы и др.) в рамках программы здоровьесбережения;
- проведение исследования уровня физического и психофизического здоровья обучающихся; диагностик уровня и качества знаний учащимися правил гигиены, дорожного движения, правовой культуры;
- организация и проведение профилактических работы с родителями.
Оценка эффективности проекта
Эффективность проекта в целом оценивается по следующим критериям:
- соответствие разработанного плана фактическому выполнению;
- благоприятные изменения показателей здоровья;
- соответствие показателей образовательной среды существующим нормам.
- Показатели эффективности реализации проекта:
- результаты мониторинговых исследований (по разным направлениям проекта);
- 100 % выполнения требований СанПиНа;
- более 80% учащихся обладают знаниями, умениями и навыками ЗОЖ;
- положительная динамика здоровья учащихся за два года;
- уменьшение количества поведенческих рисков, опасных для здоровья (курение, алкоголь, наркотики), количество учащихся, состоящих на учете;
- степень удовлетворенности школой детей, родителей и педагогов комплексностью и системностью работы по сохранению и укреплению здоровья;
- последовательная и непрерывная система обучения здоровью на различных этапах обучения, реализация оздоровительных программ обучения;
- наличие здоровьесберегающей предметно-пространственной среды: отсутствие перегрузок, валеологическое расписание; выполнение санитарно-гигиенических нормативов; использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе; отсутствие воздействий неблагоприятных для здоровья детей факторов (экологически чистая вода, воздушно – тепловой режим и т.д.).
- повышение уровня компетентности педагогического коллектива по использованию здоровьесберегающих технологий;
- уровень мотивации учащихся к занятию физической культурой и участию в спортивных мероприятиях;
- наличие рекомендаций по оздоровлению и пропаганде ЗОЖ;
- Ожидаемые результаты от реализации проекта, индикаторные показатели
В результате реализации мероприятий проекта планируется достигнуть:
- повышения уровня знаний по вопросам здорового образа жизни, профилактике инфекционных и неинфекционных заболеваний (определение путем проведения социологического исследования (анкетирования);
- повышения доли подростков, ведущих здоровый образ жизни (определение методом проведения социологического исследования (анкетирования);
- улучшения показателей здоровья;
- снижение заболеваемости гриппом и ОРВИ;
- снижение количества детей с избыточной массой тела;
- отсутствие динамики распространенности школьно обусловленных болезней (по нарушениям остроты зрения, осанки);
- увеличение численности обучающихся, у которых на основании данных профилактических осмотров регистрируются благоприятные изменения в показателях комплексной оценки состояния здоровья.
- Модель личности обучающегося
По завершении этапа проектирования управленческих решений наступает этап их исполнения. При этом работникам учреждения необходимо знать, какие результаты должны быть получены в ходе их деятельности по реализации решений, направленных на обеспечение здоровьесбережения детей и подростков. Для этого создана прогнозируемая модель личности обучающегося:
Модель выпускника I ступени общего среднего образования
|
Модель выпускника II ступени общего среднего образования
|
Модель выпускника III ступени общего среднего образования
|
- знание основ личной гигиены, выполнение правил гигиены;
- владение основами здорового образа жизни
|
- знание изменений в организме человека в пубертатный период;
- умение оценивать свое физическое и психическое состояние;
- знание влияния алкоголя, курения, наркомании на здоровье человека;
- поддержание физической формы;
- телесно-мануальные навыки, связанные с укреплением силы, выносливости, ловкости;
- гигиена умственного труда.
|
- стремление к самосовершенствованию, саморазвитию и профессиональной пригодности через физическое совершенствование и заботу о своем здоровье;
- убеждение в пагубности для здоровья и дальнейшей жизни вредных привычек;
- знание различных оздоровительных систем;
- умение поддерживать здоровый образ жизни, индивидуальный для каждого человека;
- способность вырабатывать индивидуальный образ жизни;
- гигиена умственного труда.
|
- Контроль за реализацией проекта
Контроль за реализацией мероприятий проекта осуществляют исполнители в рамках должностной компетентности.
- Формы предоставления результатов:
- Публичные отчеты (промежуточный, итоговый).
- Программы, методические рекомендации по формированию ЗОЖ
- Фото- и видеоотчеты о проведенных мероприятиях
- Специальная страница на сайте учреждения образования.
План мероприятий по сохранению и укреплению здоровья учащихся в рамках проекта «Школа – территория здоровья»
ГУО«Светиловичская средняя школа Белыничского района»
1. Организация образовательного процесса
|
1.1.
|
Расписание учебных, факультативных занятий, объединений по интересам. Оптимальная организация учебного дня и недели с учетом возможных нагрузок для обучающихся различных возрастных групп
|
сентябрь
январь
|
Заместитель директора по учебно-воспитательной работе
|
1.2.
|
Организация внеурочной деятельности, мероприятий шестого школьного дня
|
сентябрь январь
|
Заместитель директора по учебно-воспитательной работе, классные руководители
|
1.3.
|
Работа педагогов, направленная на формирование здорового образа жизни через учебные предметы (основы безопасности жизнедеятельности, физическая культура и здоровье, биология, химия, обществоведение, литература, география и др.)
|
согласно учебным программам в течение года
|
Педагоги учреждения образования
|
1.4.
|
Внедрение здоровьесберегающих технологий, создающих комфортные условия для образования и воспитания школьников
|
постоянно
|
Педагоги учреждения образования
|
1.5.
|
Преподавание учебного материала с учетом возрастных особенностей учащегося и отклонений в здоровье
|
постоянно
|
Педагоги учреждения образования
|
1.6.
|
Создание условий для проведения уроков физической культуры и здоровья
|
постоянно
|
Директор учреждения образования, завхоз, учителя
|
1.7.
|
Мониторинг здоровья детей
|
постоянно
|
Заведующая Светиловичским ФАПом
|
1.8.
|
Организация в режиме учебного дня
- правильное размещение учащихся при посадке;
- гимнастика до уроков (1-10 классы);
- физкультминутки на уроках (1-10 классы);
- гимнастика для глаз на каждом уроке;
- режим проветривания;
- динамические паузы между уроками
|
ежедневно
постоянно
|
Учителя, классные руководители
|
1.9.
|
Просветительская деятельность и пропаганда по вопросам охраны и сбережения здоровья:
- через проведение уроков по основам безопасности жизнедетельности;
- проведение классных часов, бесед, круглых столов и др. по вопросам сохранения здоровья;
- привлечение учащихся к исследовательской работе по вопросам экологии окружающей среды и здоровья;
- работа лекторской группы по вопросам здорового образа жизни;
- выступления агитбригады по вопросам формирования ЗОЖ «Мы – за здоровый образ жизни!»;
- проведение семинаров, заседаний учебно-методического объединения классных руководителей
|
по плану
|
Учителя, классные руководители, педагог социальный, педагог-психолог, приглашенные
|
2. Контроль за учебной нагрузкой
|
2.1.
|
Рациональное распределение контрольных работ
|
график
|
Заместитель директора по учебно-воспитательной работе
|
2.2.
|
Внедрение в образовательный процесс здоровье сберегающих технологий
|
постоянно
|
Педагоги учреждения образования
|
3. Соблюдение санитарно-гигиенических норм к условиям обучения обучающихся охраны их здоровья
|
3.1.
|
Выполнение санитарно- гигиенических норм в учреждении образования
|
постоянно
|
Завхоз
|
3.2.
|
Создание условий на территории учреждения для учебных, игровых занятий и отдыха
|
постоянно
|
Завхоз
|
3.3.
|
Обеспечение светового и теплового режима в учреждении
|
постоянно
|
Завхоз
|
3.4.
|
Своевременный инструктаж по охране труда работников учреждения и учащихся
|
регулярно
|
Ответственная по охране труда
|
4. Медицинское обслуживание
|
4.1.
|
Мониторинг состояния здоровья учащихся
|
сентябрь
|
Директор учреждения образования, классные руководители
|
4.2.
|
Плановые медицинские осмотры, прививки обучающихся
|
по плану
|
Заведующий Светиловичским ФАПом
|
4.3.
|
Прохождение медицинских обследований работниками учреждения
|
по графику
|
Работники учреждения
|
4.4.
|
Проведение просветительской работы в период эпидемий
|
в период эпидемий
|
Классные руководители,
|
4.5.
|
Оказание первой доврачебной помощи ребенку
|
по необходимости
|
Заведующий Светиловичским ФАПом
|
4.6.
|
Работа по подготовке и проведению Дней здоровья, физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий
|
по плану работы
|
Директор, руководитель физического воспитания
|
4.7.
|
Работа по подготовке к оздоровлению обучающихся
|
в течение года по плану
|
Заместитель
директора по учебно-воспитательной работе
|
4.8.
|
Контроль за состоянием здоровья учащихся после болезни (наличие справки от врача)
|
постоянно
|
Классный руководитель
|
4.9.
|
Просвещение участников образовательного процесса
|
в течение года
|
Классные руководители, заведующий Светиловичским ФАПом
|
5. Работа социально-педагогической и психологической службы
|
5.1.
|
Проведение семинаров, заседаний учебно-методического объединения классных руководителей
|
по плану работы
|
Педагог-психолог, руководитель МО кл.рук.
|
5.2.
|
Диагностическая деятельность по различным направлениям охраны психического и физического здоровья обучающихся
|
в течение года
|
Педагог-психолог
|
5.3.
|
Социальная поддержка нуждающихся семей
|
постоянно по плану педагога социального
|
Педагог социальный
|
5.4.
|
Адаптация учащихся I классов к школе, V классов ко II ступени, X классов к обучению в старшем звене
|
октябрь
декабрь
|
Заместитель директора по учебно-воспитательной работе, педагог-психолог
|
5.5.
|
Работа по формированию социально-психологического климата в классных коллективах, в педагогическом коллективе, среди родительской общественности
|
постоянно
|
Педагог-психолог, классные руководители
|
5.6.
|
Формирование корректного этичного отношения к личности ребенка и его здоровью
|
постоянно
|
Классные руководители учителя
|
5.7.
|
Ознакомление педагогов и родителей с физиологическими и психологическими особенностями здоровья детей и подростков
|
по запросу
|
Педагог-психолог, классные руководители учителя
|
6. Организация здорового и рационального питания обучающихся
|
6.1.
|
Охват горячим питанием школьников
|
постоянно
|
Ответственные за организацию питания
|
6.2.
|
Организация льготного питания обучающихся
|
постоянно
|
Классные руководители
|
6.3.
|
Контроль за составом и качеством меню, приготовленной пищи
|
ежедневно
|
Ответственные за организацию питания
|
6.4.
|
Организация акции по здоровому питанию
|
ежеквартально
|
Ответственные за организацию питания
|
6.5.
|
Размещение информации о здоровом и рациональном питании
|
ежеквартально
|
Ответственные за организацию питания
|
7. Организация внеурочной воспитательной работы
|
7.1.
|
Организация рациональной досуговой и внеурочной деятельности во второй половине дня, в шестой школьный день
|
сентябрь, январь
|
Заместитель директора по учебно-воспитательной работе
|
7.2.
|
Туристско-краеведческая деятельность
|
по плану работы
|
Учителя, педагоги дополнительного образования
|
7.3.
|
Просветительская деятельность
- классные часы, беседы; наглядная агитация, информационные акции
- встречи с заинтересованными
|
в течение года
|
Классные руководители, заведующий Светиловичским
ФАПом
|
8. Спортивно-оздоровительная работа
|
8.1.
|
Пропаганда и обучению приемам сохранения здоровья на занятиях ОБЖ и физической культуры и здоровья
|
в течение года
|
Учителя физической культуры и здоровья, ОБЖ
|
8.2.
|
Охват учащихся внеклассной спортивно-массовой работой
|
сентябрь
|
Учителя физической культуры и здоровья
|
8.3.
|
Организация внеурочных спортивных мероприятий (Дни здоровья, соревнования, походы, экскурсии)
|
по плану
|
Учителя физической культуры и здоровья
|
8.4.
|
Работа объединений по интересам на базе учреждения образования
|
Согласно графику
|
Учителя физической культуры и здоровья
|
9. Контроль за состоянием здоровья обучающихся
|
9.1.
|
Статистические данные по состоянию здоровья обучающихся
|
в течение года
|
Заведующий Светиловичским
ФАПом
|
9.2.
|
Анализ воспитательной работы:
|
в течение года
|
Заместитель директора по учебно-воспитательной работе, педагог социальный, педагог-психолог, классные руководители
|
- по профилактике злоупотребления, алкоголем, наркотиков, табакокурения;
|
- по физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной работе;
|
- по туристско-краеведческой деятельности;
|
- по развитию движения за здоровый образ жизни;
|
- по просветительской деятельности за здоровый образ жизни;
|
9.3.
|
Анализ работы социально-педагогической и психологической службы
|
июнь
|
Педагог социальный
|
9.4.
|
Мониторинг охвата учащихся горячим питанием
|
в течение года
|
Ответственный за организацию питания
|
9.5.
|
Анализ работы педагогического коллектива по плану реализации программы по профилактике злоупотребления наркотиками и другими психоактивными веществами среди подростков и молодежи
|
май-июнь
|
Заместитель директора по учебно-воспитательной работе
|
9.6.
|
Рассмотрение вопроса «О реализации Государственной программы «Здоровье народа и демографическая безопасность
Республики Беларусь на 2016-2020 годы
в учреждении образования» на педагогических советах и совещании при директоре
|
по плану работы
|
Заместитель директора по учебно-воспитательной работе
|
9.7.
|
Обсуждение вопросов охраны здоровья обучающихся с родителями
|
по плану работы с родителями
|
Заместитель директора по учебно-воспитательной работе, классные руководители
|
9.9.
|
Работа социально-педагогической и психологической службы по охране здоровья школьников
|
по плану работы
|
Педагог социальный, педагог-психолог
|
9.10.
|
Контроль за соблюдением требований безопасности, правил пожарной безопасности, санитарно-гигиенических норм и требований в учреждении
|
постоянно
|
Директора
|
разгарнуць » / « згарнуць