Отдел по образованию Белыничского райисполкома
Государственное учреждение образования «Светиловичский учебно-педагогический комплекс детский сад - средняя школа Белыничского района»
ОТЧЕТ
о промежуточных результатах
реализации исследовательского проекта
«По следам исследований краеведа Морозова Анатолия Ивановича»
в рамках районного этапа областного конкурса "Вандроўка ў мінулае"
(номинация "Мой родны кут..")
областного проекта "#Мая_Зямля_Прыдняпроўе"
Актуальность проекта «#Мая_Зямля_Прыдняпроўе»обусловлена необходимостью продвижения регионов Могилевской области, малых и средних городов, как способа сохранения уникального социокультурного наследия Приднепровского края и создание положительного имиджа Могилевщины на республиканском и международном уровнях.
Социально-культурную сферу современного общества невозможно представить без такого важнейшего элемента просветительской деятельности как туристско-экскурсионная работа. Данная форма ознакомления с историей регионов, объектами культурно-исторического наследия, музеями, предприятиями, современными достижениями является наиболее доступной и увлекательной для учащихся учреждений образования, а также способствует комплексному решению педагогических задач: воспитательных, образовательных, оздоровительных и спортивных.
Туристско-экскурсионное направление широко востребовано в образовательной деятельности и способствует дальнейшему профессиональному самоопределению учащихся, проявлению самостоятельности, творчества, формированию разносторонне развитой личности.
Создание конкретных туристических маршрутов, видеоматериалов, интерактивных карт, виртуальных экскурсий и других продуктов требует от участников проекта применения разнообразных методов и аппаратно-программных средств в области информационно-коммуникационныхтехнологий и геоинформационных систем, постоянное повышение уровня самообразования и саморазвития.
Разработанные в рамках Проекта экскурсионные маршруты могут быть использованы учреждениями образования для организации образовательного процесса, воспитательного сопровождения, краеведческой и туристско-экскурсионной деятельности и развития межрегиональных связей.
Изучение на системной основе социокультурного наследия Приднепровья будет способствовать формированию социально зрелой и профессионально компетентной, ответственной, открытой инновациям, приверженной высоким нравственным идеалам и традиционным национальным ценностям личности.
Реализация проекта в целом направлена на отражение интересов личности обучающихся, общества и Могилевского региона.
Цель: формирование основ ценностного отношения ксоциокультурному наследию Могилевского края, привитие подрастающему поколению основополагающих ценностей, идей, убеждений, отражающих сущность белорусской государственности, формирование нравственно зрелой личности, способной на адекватное отношение к происходящим в мире и стране событиям, культурному и научному наследию, историческим достижениям, понимание себя, своего места в обществе.
Задачи:
массовое вовлечение учащихся в культурно-познавательную и исследовательскую деятельность, направленную на получение знаний об историко-культурных и природных достопримечательностях, социально-экономических, спортивных и иных достижениях Могилевской области;
формирование основ информационной культуры, базирующееся на традициях духовного культурного наследия белорусского народа и достижениях современного общества;
создание условий для развития творческих способностей детей и молодежи, путем включения в различные виды социально значимой деятельности;
вовлечение детей дошкольного возраста в разные виды детской деятельности,детей и молодежи в полезную досуговую деятельность, содействие их самоопределению;
формирование навыков осознанного владения цифровыми устройствами и применения информационно-коммуникационных технологий;
популяризация туристских и рекреационных ресурсов природного, исторического, социокультурного и экономического происхождения в каждом регионе Могилевской области;
содействие развитию межрегионального внутреннего детского и молодежного туризма;
формирование, позитивное развитие и продвижение положительного и привлекательного имиджа Могилевской области.
Участники проекта:
воспитанники, педагогические работники, родители воспитанников учреждений дошкольного образования;
учащиеся, педагогические работники, родители обучющихся учреждений общего среднего, профессионального образования, дополнительного образования детей и молодежи области с учетом возрастной дифференциации.
Партнеры проекта:
учреждения культуры, учреждения спорта, организации и предприятия Могилевской области, общественные организации и другие.
Исследовательский проект
«По следам исследований краеведа Морозова Анатолия Ивановича»
Цель проекта: рассказать о человеке интересной судьбы, который своим кропотливым трудом по крупицам собирал краеведческие факты своей малой родины.
Задачи:
- Изучить материалы школьного музея.
- Собрать факты из биографии Морозова Анатолия Ивановича.
- Интервьюировать людей, знающих Морозова Анатолия Ивановича.
- Морозов Анатолий Иванович – учитель, краевед, прозаик и поэт
- Пройти по следам исследований Морозова Анатолия Ивановича.
- Развивать и углублять знания об истории и культуре родного края.
- Развивать навыки исследовательской работы и творческой деятельности в области краеведения.
- Воспитывать гражданские и патриотические чувства, любовь к Отечеству, к своей малой Родины.
Оргкомитет:
Боброва Татьяна Владимировна, директор государственного учреждения образования
Стрельцова Татьяна Михайловна, заместитель директора по основной деятельности
Терещенко Александр Григорьевич, учитель истории, информатики
Казакова Роза Валерьевна, педагог-организатор
Масленков Александр, учащийся XI класса
Муравьев Виктор, учащийся XI класса
Объект изучения: Морозов Анатолий Иванович – его личный пример, вклад в развитие современного общества.
Предмет исследования: биография Морозова Анатолия Ивановича, его краеведческая, общественная и трудовая деятельность.
Объекты исследования – аг.Светиловичи (Светилище, речка Светилка, памятные камни, костел святого Людвика), д.Студенка – д.Красное – мемориальный комплекс «Стефаново» - д.Б.Трилесин – аг.Светиловичи
Творческая группа: классные руководители V–IX, XI классов; Масленков Александр, Муравьев Виктор, учащиеся XI класса (ответственный Терещенко А.Г.)
Участники: учащиеся V –IX, XI классов (ответственные: Винникова Е.Н., Силкина А.В., Мальцев А.П., Мельникова Е.В., Коршунова А.В., Гетьман Н.С.)
Сроки реализации проекта: 15 февраля 2021 года – 10 мая 2021.
Формы работы, используемы при реализации проекта:
работа с материалами музея учреждения образования, книгами; опрос, сбор материалов; внеклассные мероприятия: выставки, экскурсии, беседы, викторины, конкурсы.
Партнеры проекта: сельская библиотека аг. Светиловичи, члены семьи Морозова А.И.
Прогнозируемые результаты проекта:
1. Проводимые мероприятия повысят интерес к истории своей малой родины.
2. Сформируют гражданственность и патриотизм, национальное самосознание у учащихся.
3. Учащиеся разовьют навыки исследовательской работы и творческой деятельности в области краеведения.
План мероприятий
по реализации проекта «По следам исследований краеведа Морозова Анатолия Ивановича» в рамках областного проекта «#Мая_Зямля_Прыдняпроўе»
с 15.02.2021 по 10.05.2021
№
|
Наименование мероприятия
|
Участники
|
Дата проведения
|
Место проведения
|
Ответственные
|
- Подготовительный этап
|
|
Сбор и изучение информации «Что мы знаем о родном крае»
|
Группа активистов
|
15.02.2021
20.02.2021
|
Светиловичская сельская библиотека
|
Силкина А.В., классный руководитель VI класса
|
|
Сбор информации о Морозове А.И., создателе историко-краеведческого музея в учреждении образования (воспоминание Силкиной А.В., Терещенко А.Г., Лобыревой Я.А., Мальцева А.П., педагогов о жизни и деятельности краеведа)
|
Группа активистов
|
20.02.2021
26.02.2021
|
Учрежде-ние образования
|
Гетьман Н.С., классный руководитель XI класса
|
|
Изучение материалов Морозова А.И. Памятные места родного края»
|
Группа активистов
|
17.02.2021
25.02.2021
|
Школьный
музей
|
Мальцев А.П., классный руководитель VIII класса
|
|
Сбор материалов для оформления уголка в школьном музее «Морозов А.И., краевед по велению сердца»
|
Группа активистов
|
17.02.2021
27.02.2021
|
Учреждение образования
|
Коршунова А.В., классный руководитель IX класса
|
|
Подбор и изучение краеведческих маршрутов «По следам исследований краеведа Морозова Анатолия Ивановича»
|
Группа активистов
|
15.02.2021
27.02.2021
|
Кабинет истории
|
Терещенко А.Г.,
учитель информатики, истории
|
- Практический этап
|
|
Беседа «Морозов А.И., краевед по велению сердца»
|
Учащиеся V-IX класса
|
10.03.2021
|
Актовый зал
|
Мальцев А.П., классный руководитель VIII класса; группа активистов
|
|
Краеведческий маршрут
№1 Экскурсия «Историко-краеведческий музей учреждения образования, или дело жизни Морозова А.И.»
|
Учащиеся V-IX класса
|
15.03.2021
-18.03.2021
|
Школьный
музей
|
Терещенко А.Г.,
учитель информатики, истории;
группа активистов
|
|
Познавательный час «История возникновения
деревни Светиловичи»
|
Учащиеся V-IX, XI клас-сов
|
10.03.2021
|
Светиловичская сельская
библиотека
|
Силкина А.В., классный руководитель VI класса; группа активистов
|
|
Краеведческий маршрут №2
Экскурсия «Светиловичское капище (сетилище)»
|
Учащиеся VII-VIII классов
|
17.03.2021
|
Территория д.Каменица
|
Терещенко А.Г.
учитель информатики, истории; группа активистов
|
|
Краеведческая викторина «Люби и знай родной свой край»
|
Учащиеся V-VI классов
|
24.03.2021
|
Актовый зал
|
Винникова Е.Н., руководитель V класса; группа активистов
|
|
Краеведческий маршрут №3
Экскурсия «Костел Святого Людвика»
|
Учащиеся V-VI классов
|
30.03.2021
|
Территория Костёла Святого Людвика
|
Терещенко А.Г.
учитель информатики, истории; группа активистов
|
|
Конкурс фотографий
«Я эту землю Родиной зову»
|
Учащиеся V-IX, XI классов
|
апрель
|
Фойе II-го этажа
|
Мельникова Е.В., классный руководитель VIII класса
|
|
Краеведческий маршрут №4
Экскурсия «Загадки старинного Некрополя»
|
Учащиеся V-IX классов
|
07.04.2021
|
Территория д.Студёнки
|
Мальцев А.П., классный руководитель VII класса; группа активис-тов
|
|
Конкурс стихотворений «Строки, опаленные войной….». Выставка творческих работ Морозова А.И.
|
Учащиеся V-IX классов
|
14.04.2021
|
Актовый зал
|
Гетьман Н.С., классный руководитель XI класса
|
|
Трудовой десант по уборке мемориального комплекса «Стефаново»
|
Учащиеся V-IX, XI клас-сов
|
23.04.2021
|
д.Стефано-во
|
Классные руководители
|
|
Краеведческий маршрут №5
Митинг «Чтобы помнили…. » (мемориальный комплекс «Стефаново»
|
Учащиеся V-IX, XI клас-сов
|
06.05.2021
|
Д.Стефано-во
|
Казакова Р.В., педагог-организатор
|
III. Итоговый этап
|
1
|
Оформление уголка в школьном музее «Морозов А.И., краевед по велению сердца»
|
Учащиеся
IX, XI классов
|
30.04.2021
|
школьный
музей
|
Коршунова А.В., классный руководитель; группа
активистов
|
|
Творческий отчет по реализации проекта «По следам исследований краеведа Морозова Анатолия Ивановича»
|
Оргкомитет
|
06.05.2021
|
Компьютерный класс
|
Терещенко А.Г.,
учитель информатики, истории; группа
активистов
|
Содержание работы участников педагогического проекта
История страны, республики, деревни складывается из биографий и судеб отдельных граждан. В каждом городе, поселке, деревне есть люди, о которых хочется рассказать всем. Проект «По следам исследований краеведа Морозова Анатолия Ивановича» в рамках реализации областного проекта «#Мая_Зямля_Прыдняпроўе»является реализацией этого желания. Мы хотим, чтобы ничто не исчезло бесследно, чтобы осталась память в наших сердцах о людях, которые прославляют свою малую Родину.
Для реализации данного проекта был издан приказ государственного учреждения образования «Светиловичский учебно-педагогический комплекс детский сад-средняя школа Белыничского района» от 15.02.2021 года, разработан план мероприятий по реализации проекта, определен оргкомитет из числа педагогов и группы активистов учащихся, руководитель и социальные партнеры по реализации проекта.
Цель исследования: рассказать о человеке интересной судьбы, который своим кропотливым трудом по крупицам собирал краеведческие факты своей малой родины.
Сегодня уже нет с нами Морозова Анатолия Ивановича, историка-краеведа, но благодаря его кропотливой работе, проведенной за время работы в нашем учреждении образования, мы можем воссоздать многие события прошлого нашего агрогородка Светиловичи. Опираясь на исторические факты, отраженные в исследовательских работах и книгах, узнать о своих далеких предках, жизни жителей нашей малой родины.
Прежде чем взяться за реализацию данного проекта, учащимся пришлось поработать в библиотеке аг. Светиловичи, изучить накопленный материал историко- краеведческого музея учреждения образования, основателем которого был Морозов Анатолий Иванович.
Проведенная работа по изучению материалов, размещенных в историко-краеведческом музее учреждения образования, позволила нам правильно определить краеведческие маршруты, которые будут реализованы в проекте «По следам исследований краеведа Морозова Анатолия Ивановича» в рамках районного этапа областного конкурса "Вандроўка ў мінулае" (номинация "Мой родный кут..") областного проекта "#Мая_Зямля_Прыдняпроўе"
Краеведческий маршрут № 1
Экскурсия «Историко-краеведческий музей учреждения образования»
Историко-краеведческий музей ГУО «Светиловичский учебно-педагогический комплекс детский сад-средняя школа Белыничского района» открыт 8 мая 1994 года.
Профиль музея – исторический широкой тематики.
Разделы экспозиции школьного историко-краеведческого музея: археологический, этнографический, нумизматический, истории Великой Отечественной войны, литературный.
Количество экспонатов основного фонда на 1 января 2017 года – 988, на 1.01.2018 – 1002, на 1.01.2019 – 1011.
За 2016 – 2018 годы в школьном историко-краеведческом музее проведена 21 экскурсия, музей посетили 534 человека.
Музей насчитывает 10 стендов: “Адкуль нашы карані”, “ Гісторыя вёскі”, “Бялыніцкі манастыр”, “Дарогай да новага жыцця”, “Суровыя гады – 1941-1944”, “Антыфашысцкае падполле”, “Партызанскі рух”, “Героі Савецкага Саюза”, “Яны змагаліся за Радзіму”, “Воіны-інтэрнацыяналісты – нашы землякі”.
В экспозиции историко-краеведческого музея - археологические находки: каменные топорики, кременёвый наконечник копья, мушкетные пули времён войны 1812 года, исторические карты Белыничского района, письма, предметы, вещи, фотографии, архивные документы, личное дело Героя Советского Союза Николая Трофимовича Китаева.
Музей имеет паспорт, книгу учёта экспонатов основного фонда, книгу учёта экспонатов и материалов научно-вспомогательного фонда, журнал учёта экскурсий и посещения школьного краеведческого музея, книгу отзывов посетителей музея, электронный вариант книги учёта экспонатов основного фонда.
Краеведческий маршрут № 2
Экскурсия «Светиловичское капище (сетилище)»
Недалеко от аг.Светиловичи находится языческое капище (сетилище), на котором размещаются более 10 камней. На одном из них есть выемка для жертвоприношения.
Светиловичи получили свое название от небольшой речушки Светилки.
Деревня Светиловичи впервые вспоминается в летописях в 1577 году как деревня Головчинского имения князя Щасного Ярославовича Головчинского и входила в состав Оршанского округа Витебского воеводства.
Краеведческий маршрут № 3
Экскурсия «Костел Святого Людвика»
В начале ХХ в. сестры Мария, Эмилия и Софья Шпырко решили построить в Светиловичах костел. С этой целью они распродали часть своих земель (60 десятин) и пригласили из Варшавы мастеров по изготовлению кирпича. Костел был построен в 1903 г. и получил название Святого Людвика в честь Людвига Шпырко (брат сестер Шпырко). В алтаре костела располагались иконы: Матери Божией Шкаплерной, Святого Людвика и Святого Духа. Большую часть населения Светиловичей составляли православные, но так как православной церкви в поселке не было, многие жители Светиловичей заходили в костел послушать орган.
Костел был закрыт в 1937 г., а здание передали промколхозу "Строитель" и приспособили под клуб. Орган и другие ценности были вывезены в г. Могилев.
В 1941 г. принято решение перестроить здание костела под среднюю школу. Планировалось, что очередной учебный год учителя и ученики начнут в обновленном помещении школы, но началась Великая Отечественная война. После войны была разобрана звонница, а к зданию храма сделана пристройка. В перестроенном здании костела до 1993 г. располагалась школа, после – контора Белыничского СПК "Колхоз имени Заслонова", Светиловичская сельская библиотека, почта, комплексный приемный пункт бытового обслуживания.
Сегодня о костеле напоминают только массивные пилястры в старой части здания.
Краеведческий маршрут № 4
Экскурсия «Загадки старинного Некрополя»
В 2013 году поисковой группой «Следопыт» в лесу между деревней Студенка и аг. Светиловичи был выявлен Некрополь ХV-ХVІ столетия. Всего на месте сторожитного захоронения находятся 22 камня с провославными и католическими крестами. На двух камнях размещены Ливонские кресты, на остальных камнях размещены православные шестиконцовые и восьмиконцовые кресты. Есть на камнях и кириличные надписи: “Дара”, “цела”, “душа”, “фіта”, “у”.
Краеведческий маршрут № 5
Мемориальный комплекс «Стефаново»
Мемориальный комплекс "Стефаново" – это "Хатынь" Белыничского района, символ горя, которое пришло в эти места во время Великой Отечественной войны. На юго-востоке Белыничского района, в 15 км от трассы Минск-Могилев, некогда располагалась небольшая, окруженная лесами, д. Стефаново.
9 июля 1941 г. весь Белыничский район был оккупирован немцами. За годы оккупации там было сожжено и расстреляно более 3 тыс. мирных жителей. 22 декабря 1942 г. д. Стефаново стерли с лица земли. Погибли 96 мирных жителей, в основном женщины и дети. Только одному человеку – Р.М. Горбачевскому удалось вырваться из этого ада тяжело раненым. Но и он недолго прожил после войны – умер в 1953 г.
Войска 2-го Белорусского фронта освободили территорию района от оккупантов 29 июня 1944 г. В память о страшных событиях тех лет в 1968 г. появился мемориальный комплекс "Стефаново" – гранитный монумент женщины, прижавшей к себе ребенка. Недалеко от памятника расположено одинокое дерево – все, что осталось от большого когда-то сада, и камни, напоминающие, что некогда здесь стояли дома.
– Краеведение – трудная дорога. Это очень редкое увлечение и призвание. Краеведением не занимаются, а живут.
Таким краеведом был Морозов Анатолий Иванович, бывший учитель истории государственного учреждения образования “Светиловичский учебно-педагогический комплекс детский сад-средняя школа Белыничского района” Кто не общался с ним, тот многое потерял, поэтому в память о нем 10 марта 2021 года в учреждении образования среди учащихся V –IX, XI классов состоялась беседа на тему «Морозов А.И., краевед по велению сердца», которую организовал для обучающихся Мальцев А.П., учитель белорусского языка и литературы.
На свете есть много замечательных мест, связанных с историческими событиями, жизнью замечательных людей, природными достопримечательностями. Такие места есть и в нашем Белыничском районе.
16 марта 2021 года учитель белорусского языка и литературы Мальцев Александр Петрович познакомил учащихся 5-9 классов с творчеством земляка, краеведа, поэта и писателя Анатолия Ивановича Морозова. В своих произведениях, он много написал о нашем крае в годы Великой Отечественной войны и в мирное время. С интересом ребята слушали замечательные стихи, написанные Анатолием Ивановичем. А ещё учащиеся узнали о том, что Анатолий Иванович был автором более 300 статей по истории родного края, которые печатались на страницах районной газеты “Зара над Друццю”, “Магілёўская праўда”, “Могилевские ведомости», «Настаўніцкай
газеты”, “Краязнаўчай газеты”, газеты “Звязда”, “Рэспубліка”, “Беларускі час”, журналах “Дыялог”, “Могилевские епархиальные ведомости», сборниках «Могилевщина», «Прыдняпроўе”, “Могилевский поисковый вестник».
17 марта 2021 года для учащихся 6-7 классов был проведён познавательный час «История возникновения деревни Светиловичи», по материалам, собранным историком, краеведом Анатолием Ивановичем Морозовым.
Цель проведения мероприятия - воспитание любви к малой родине путём углубления, расширения знаний учащихся через историю деревни Светиловичи.
Некоторые факты ребята уже знали. Например, когда впервые упоминаются Светиловичи в документах Великого княжества (княства) Литовского; почему названа деревня Светиловичи.
В ходе познавательного часа узнали о казачьей дороге, которая шла из Белынич через Светиловичи, Гороватку, Пральню, Рудню и дальше на Буйничи и Могилёв.
Узнали о костёле Святого Людвика; о том когда появилась в Светиловичах первая трёхклассная школа.
Активными участниками мероприятия были учащиеся 6-го класса Лыськова Дарья, Крисенкова Дарья, Маркевич Алина. Мероприятие завершилось чтением стихотворений А.И.Морозова из его сборника «Словно пламя свечи».
15-18 мая 2021г. для учащихся V-IX проведена экскурсия «Историко-краеведческий музей учреждения образования, или дело жизни Морозова А.И.» Экскурсию провела педагог дополнительного образования МЦ "Ветразь" г.Белыничи Лобырева Янина Александровна.
Яниной Александровной был определён маршрут следования для пеших экскурсий. 17 марта 2021 года группой активистов была проведена первичная разведка Маршрута № 2 "Светиловичское капище", расположенное между деревней Каменица и агрогородком Светиловичи. Ребята вместе с учителем географии Александром Григорьевичем Терещенко и педагогом дополнительного образования МЦ "Ветразь" г.Белыничи Лобыревой Яниной Александровной
В рамках районной патриотической акции, приуроченной ко Дню памяти Хатынской трагедии, у мемориального комплекса в деревне Стефоново 20 марта прошел митинг-реквием. В нём приняли участие и учащиеся учреждения образования. Пионеры возложили гирлянду, которую изготовили своими руками. В почётном карауле стояли учащиеся 8-го класса: Игнатович Михаил и Инученко Максим.
24 марта 2021 среди учащихся V-VI классов приняли активное участие в краеведческой викторине «Люби и знай родной свой край», которая содействовала расширению кругозора учащихся через историю родного края. Викторину провела Винникова Екатерина Николаевна, классный руководитель 5 класса.
30 марта 2021 года группой активистов была проведена первичная разведка Маршрута №3 "Костел Святого Людвика", расположенное на территории агрогородка Светиловичи. Экскурсию провел учитель географии Александр Григорьевич Терещенко.
31 марта 2021 года обучающиеся учреждения образования в рамках реализации областного проекта «Мая_Зямля_Прыдняпроўе» совершили экскурсию в костел Святого Людвика.
09 апреля 2021 года в Светиловичской сельской библиотекой состоялась встреча учащихся 5-6 классов с библиотекарем Исаковой С.В. Светлана Владимировна рассказала о творчестве Морозова Анатолия Ивановича. Ребята с интересом слушали рассказ о книгах, которые написал Анатолий Иванович. В конце встречи ребята наизусть читали стихи, написанные Морозовым А.И.
14 апреля 2021 года в рамках проекта «По следам исследований краеведа Морозова Анатолия Ивановича» состоялся конкурс стихотворений «Строки, опаленные войной….». Конкурс провела учитель русского языка и литературы Гетьман Наталья Сергеевна. Стихотворения читали Лыськова Дарья, Маркевич Алина, Крисенкова Дарья, Джафарова Яна, Масленков Александр. Победителем конкурса стала Лыськова Дарья, которая читала стихотворение "Раскажы мне, бацька". В конце конкурса была проведена викторина "Что ты знаешь о Великой Отечественной войне?". Также была организована выставка творческих работ Морозова А.И.
27 апреля 2021 года
Воспоминания дочери Антонины Ивановны Морозовой
Мой отец, Морозов Анатолий Иванович, родился 7 февраля 1962 года в деревне Нежков Белыничского района в семье учителя. С 1965 по 1977 гг. проживал с родителями в деревне Симоновичи Круглянского района. Школа присутствовала в его жизни даже в самые ранние годы: не имевшая собственного дома переехавшая семья Морозовых какое-то время жила в адаптированном под комнату классном помещении в местной школе, где преподавал (а впоследствии стал директором) Морозов Иван Антонович, его отец.
Возможно, пример отца и знакомая с детства обстановка повлияли на дальнейший трудовой и творческий путь отца: в 1988 году он окончил исторический факультет Могилевского государственного педагогического института имени Аркадия Кулешова (ныне Могилевский государственный университет имени Аркадия Аркадьевича Кулешова).
Краеведением, своим основным хобби, начал заниматься ещё в 1989 году. Особый интерес всегда вызывали годы Великой Отечественной войны. Немало времени было потрачено в архивах и библиотеках, что принесло свои плоды: в 2000 году на основе его трудов вышла книга «Память. Белыничский район». Подготовкой и составлением книги отец занимался вечерами, в свободное от работы время. В этот период (начиная с 1992 г.) он работал учителем истории в Светиловичской средней школе, где также проделал большую работу: в 1994 году основал историко-краеведческий музей, который существует там и в настоящее время.
Отец всегда поддерживал интерес учащихся к предмету и мотивировал их на успех. Так, учащаяся 11 класса, Лыськова Елена, в 2009 году вышла победителем областного конкурса исследовательских краеведческих работ “Вспомним их поименно” в номинации “По местам действия партизанских отрядов во время операции “Багратион”. В 2014 году его ученица, Константинова Ирина, была награждена дипломом ІІІ степени за победу в республиканском конкурсе “Я родным краем ганаруся” в номинации “Маўклівыя сведкі гісторыі”.
Сам отец был победителем районного, областного, республиканского этапов выставки-конкурса «Летопись Великой Отечественной войны», посвященного 50 –летию Победы над фашизмом, его программа по краеведению была признана лучшей на областном конкурсе методических материалов в номинации «Программы курсов по выбору, факультативов по краеведению».
В сентябре 2009 года на базе Светиловичской средней школы отец создал поисковую группу “Следопыт” общественного объединения “Могилевский областной историко-патриотический клуб “Виккру”, которая в 2010 и 2018 годах занимала второе место в областном конкурсе на лучшую краеведческую поисковую экспедицию. В процессе своей деятельности поисковая группа открыла в 2013 году некрополь ХV – ХVІ веков у деревни Студёнка Белыничского района, а в 2016 – 2017 годах - курганный могильник и раннехристианское кладбище у деревни Мостище, курганный могильник у бывшего посёлка Гороватка.
Отец всегда был неравнодушен к вопросам благоустройства Белыничского района, сохранению исторической памяти. По его инициативе в Белыничах был установлен памятник погибшим землякам со списками погибших и данными по всем сельским Советам, появились памятные знаки на Ильинской горе в Белыничах.
Кроме краеведческой деятельности, отец интересовался журналистикой.Он написал более 300 статей по истории родного края, которые печатались на страницах районной газеты “Зара над Друццю”, областных газет “Магілёўская праўда”, “Могилевские ведомости», республиканских газет«Настаўніцкая”, “Краязнаўчая”, “Звязда”, “Рэспубліка”, “Беларускі час, журналов “Дыялог”, “Могилевские епархиальные ведомости», сборников «Могилевщина», «Прыдняпроўе”, “Могилевский поисковый вестник». В 2020 году, благодаря весомому творческому стажу, отец стал членом БСЖ.
К сожалению, отец не успел вступить в Союз писателей, но на этом поприще его творческий путь был не менее весомым, чем в журналистике. Кроме составления книги «Память. Белыничский район», он стал автором книг «Зямля Бялыніцкая”, “Белыничский монастырь”, “Бялыніцкі лясгас” (в соавторстве с Морозовым А.А.), “Белыничское подполье”, “Очерки истории 600 партизанского полка”. В июле 2020 года вышла его последняя книга – сборник стихов “Словно пламя свечи”.
Многолетнюю краеведческую деятельность отца была отмечена тремя Почетными грамотами Белыничского райисполкома (1991, 2000, 2004), грамотой и Почетной грамотой управления образования
Могилевского облисполкома (1993, 2011), Грамотой (2007) и Почетной грамотой Министерства образования Республики
Беларусь (2012), Почетной грамотой Могилевского областного исполнительного комитета (2005), знаками «ЦАМО СССР» (1990), «За актыўную працу”(1995), “Мы – наследники Победы» (2010), медалями: «60 год вызвалення Рэспублікі Беларусь ад нямецка-фашысцкіх захопнікаў” (2005), “60 лет Победы в Великой Отечественной войне» (2005), «70 год вызвалення Рэспублікі Беларусь ад нямецка-фашысцкіх захопнікаў” (2014).
Приложение 1
Познавательный час
Тема. История возникновения деревни Светилович
Цель: воспитание любви к малой родине у учащихся
Задачи:
1. Воспитание любви к малой родине путемуглубления, расширения знаний учащихся через историю деревни Светиловичи;
- Создать условия для развития навыка развёрнутого, аргументированного высказывания;
- Создать условия для воспитания уважительных отношенийк памятникам истории
Форма проведения: познавательный час
Оборудование: фотографии природы и административных зданий нашей деревни, исторические сведения, собранные Морозовым Анатолеем Ивановичем
Ход познавательного часа
Учитель: Большая Родина складывается с множества маленьких уголков, которые для кого-то являются самыми лучшими в мире, самыми дорогими, единственными. Невозможно знать свою Родину,если не знаешь свой родной уголок, свое окружение.
1-ый учащийся .
Хіба можна кут не любіць,
Дзе твае нарадзіліся бацькі,
Дзе жыццё пражылі дзяды,
Дзе спрадвеку твае карані?
2-ой учащийся. Агрогородок Светилоаичи расположен в 8-и км от Белынич и и в 36-и км от Могилёва.
Учитель. Долгие годы учителя и учащиеся нашей школы собирали материал по истории нашей деревни и открыли краеведческий музей. Инициатором его открытия был отличный педагог, историк, хороший и открытый человек Анатолий Иванович Морозов. Благодаря ему вышла в свет книга “Память” об истории Белыничского района.
- Давайте вспомним, откуда пошло название нашей деревни, сколько ей лет?
1-ый учащийся: Когда появилась деревня Светиловичи, конкретно не известно, но уже в 16 веке она появилась на картах Великого княства Литовского. Свое название получила от речки Светилки.
В сборнике Анатолия Ивановича Морозова«Словно пламя свечи » есть стихотворение о нашей речке, которое так и называется « Светилка». Его нам прочтет Крисенкова Дарья, учащаяся 6-го класса.
Стихотворение А.И.Морозова «Светилка»
Не найти ее на карте,
Сколько ни ищи,
Но милей она и ближе
Волги и Оки.
Светилка, Светилка,
Малая река.
Светилка, Светилка,
Родные берега.
Течет, течет речушка
До Вабич, до реки.
Течет, течет Светилка,
Река моей любви.
Не найти ее на карте,
Нет реки милей.
Пролетает где-то в небе,
Стая журавлей.
Светилка, Светилка,
Малая река.
Светилка, Светилка,
Родные берега.
2-ой учащийся: Деревня Светиловичи впервые упоминается в письменных летописах в 1577 году в связи с разделом между Тетеринским поместьем князя Збаражского и поместьем в Головчине князя Щаслава Ярославовича Головчинского. В документе описываются границы между селами Трилесин и Белыничи, которые принадлежали Тетерину, и Головчинскими селами Светиловичи и Самсоны. Сельские жители выращивали рожь, овес, ячмень, просо, чечевицу, лен, картошку и другие культуры.
3-ий учащийся: Когда-то деревня Светиловичи входила в состав Головчинского поместья Тетеринской волости Вилейского воеводства. После административно-территориальной реформы Тетеринская волость вошла в состав Оршанского повета Витебского воеводства.
Учитель: Чем занимались жители Светилович в те далекие годы?
4-ый учащийся: Жители Светилович в основном занимались земледелием, живелогодовлей, гончарством. Некоторые жители занимались сбором мёда, охотой и рыболовством .
5-ый учащийся: В 16 веке через Светиловичи проходила так называемая казачья дорога, которая шла от Белынич на Гороватку, Светиловичи, Пральню, Рудню и дальше на Буйничи и Могилев.
6-ый учащийся: В 1801 году в связи с новым административно-территориальным делением Светиловичи вошли в состав Могилёвского повета Могилёвской губернии.
1-ый учащийся: В 19 веке Светиловичи состояли уже из двюх частей: Светиловичи 1 и Светиловичи 2.
Учитель В 1904г. дочери пана Шпырко: Мария, Эмилия и Софья в память о своем брате Людьвигу построили в Светиловичах костел, который назвали «Костёл Святого Людьвига». Через некоторое время в этом здании была открыта школа.
-Знаете ли, в каком году это произошло?
В 1911г. была открыта первая трехклассная школа.В 1941году здание костела было перестроено под среднюю школу.
Каждый человек любит то место, где он родился, вырос. Он должен заботитьсяо своей Родине, беречь и защищать ее. Каждый человек – гражданин страны, в которой он живет.
3-ий учащийся:
Кажуць людзі: «Вёска вымірае,
І сюды ніхто не прыязджае».
А я веру, што сюды вярнуся,
Сваёй вёсцы нізка пакланюся.
Тут мае мясціны дарагія,
Правяду гады тут залатыя,
Тут спяваю, весела гуляю
І бяды, і клопату не знаю.
-Сколько сейчас улиц в деревне Светиловичи? Назовите.
(Заречная,Заводская, Школьная, 70 лет Октября, Молодёжная, Садовая)
-Которая из них самая давняя?
- Которая из них самая длинная?
-На какой улице находиться наше учреждение?
- Можете ли вы по маленькому фрагменту фотографии определить название улицы?
Рефлексия: Мне хочется напомнить вам, что вы - юные граждане нашей страны. Наша Родина – Республика Беларусь, наша малая родина – Светиловичи. Мы мирнаяи миролюбиваядержава. Наши Законы оберегают как взрослых, так и детей. Любите, уважайте, берегите своюРодину.
5-ый учащийся:
Слаỹлю я свой край любімы,
Незгасальную зару.
Як ты сэрцу майму міла,
Дарагая Беларусь!
Залацістыя прасторы,
Незлічона ясных зор,
Рэкі, ціхія азёры,
Галасісты шумны бор!
Ты нас ласкай атуліла,
ј я ỹ шчасці гавару:
Як ты сэрцу майму міла,
Дарагая Беларусь!
Нарисуем любимый уголочек малой родины.
Приложение 2
Краеведческая викторина «Люби и знай родной свой край»
Цели:
- познакомить учащихся с основными историческими фактами развития Белыничского района;
у учащихся чувство гордости за причастность к истории.
Задачи: - активизировать интерес учащихся к изучению родного края;
- воспитывать
- развивать познавательную активность учащихся;
- закрепить знания учащихся по истории родного края;
-стимулировать интерес к изучению истории родного края;
- воспитывать доброжелательные отношения во время проведения викторины.
Ход викторины:
I блок «Белыничский район: вчера, сегодня, завтра»
1. Сколько существует версий создания города Белыничи? (3; 2; 1)
2. Кто принес на белорусскую землю святой образ Богородицы? (Монахи из Киева; Лев Иванович Сапега; славянин Белын)
3. Когда был основан костел и монастырь ордена кармелитов? (4 октября 1634 г.; 1 марта 1624 г.; после 1917 г.)
4. В каком году в Белыничском районе были организованы первые колхозы? (1936 г.; 1926 г.; 1924 г.)
5. Назовите Героев Советского Союза, которые во времена Великой Отечественной Войны, защищая и освобождая Белыничский район, пали смертью храбрых. (Б.Л. Хигрин, Л. Лорченко, О.М. Касаев, С.Г. Терешкевич, И.В. Свидинский, Н.Т. Китаев)
6. Назовите деревню, которая разделила трагическую судьбу деревни Хатынь. (Деревня Стефаново)
7. Где расположен Белыничский район? ( В северо-западной части Могилевской области)
8. С какими районами граничит Белыничский район? (С Круглянским, Шкловским, Могилевским, Кличевским, Березинским, Крупским районами)
9. Какая река протекает по территории района? (Река Друть)
10. Назовите основные сельскохозяйственные, промышленные, жилищно-коммунальные, лесные организации. (ОАО «Белыничский райагропромтехснаб», ОАО «ПМК-83 Водстрой», ОАО «Агросервис», ОАО «Белыничский протеиновый завод», БУКП «Жилкомхоз», ГЛХУ «Белыничский лесхоз», ГУКДСП «Белыничская ПМК-241», ОАО «Бабушкина крынка», ОАО «Бытуслуги», хлебзавод)
11. Где находится картофелехранилище на 100 тонн? (В аг.Техтин)
12. Назовите выдающихся спортсменов Белыничского края. (Валентина Цыбульская, Алина Кострова, Алексей Цапик, Дмитрий Набоков, Степан Роговцов).
II блок «Путешествие по малой Родине»
Учащиеся рассказывают о своих родных деревнях.
Лебедянка, деревня в Лебедянковском сельском совете. Центральная усадьба СИК «Лебедянка». Впервые упоминается в 1857 году. В 1897 году насчитывалось 7 дворов, в 1909 – 21 двор, 146 жителей, в 1926 – 44 двора, 220 жителей. Организован (1929) колхоз «Освобождение». В период Великой Отечественной войны в окружении деревни действовали 121-й и 600-й партизанские отряды.
Светиловичи, агрогородок в Лебедянковском сельском совете. Известен с XVI века как село Витебского воеводства Великого Княжества Литовского. В 1577 году вошло в состав поместье Головчин Оршанского уезда. В 1880 году в Светиловичах 1-х насчитывалось 23 двора и 142 жителя, в Светиловичах 2-х – 24 двора и 129 жителей. Рядом существовали фольварок (1 двор, 32 жителя), застенок Самодуловка (2 двора, 9 жителей) и еще один застенок из 4 дворов, 29 жителей.
Известный в Белыничах центр гончарства. Открылась двухклассная начальная школа (1907), костел Святого Людвика (1906-1930).
Организован (1930) колхоз имени Кирова. В школе работает краеведческий музей (1997).
Трилесин, деревня в Головчинском сельском совете. Известен из письменных источников с XVII века. Место нахождения сокровища.
III блок «А знаете ли вы, что такое..?»
- «Лер», фабрика по изготовлению колодок для обуви. Основана (1897) жителями Эсьмон Ш.Эдалем, М. Рабиновичем, Л. Фельдманом. Позднее переименована в предприятие «Осливка». Действовала до 1916 года. Имелся паровой двигатель мощностью 17 лошадиных сил, работало более 20 рабочих.
- «Майский жук», карательная операция фашистов против партизан и мирного населения. Проведена в июне-июле 1942 года на территории Белыничского, Березинского, Кировского и Кличевского районов.
- «Пахарь», один из первых в Белыничах колхозов. Организован в 1922 году в Нежкове.
- «Бабич», старое название реки Вабич. Левый приток реки Друть.
- «Дуб», ботанический памятник природы местного значения (1994) в Эсьмонском сельском совете. Два дуба имеют возраст более 200 лет. Высота 39 и 31 метр, диаметр 1,41 и 1,51 метр.
Приложение 3
Сценарий конкурса чтецов «Строки, опалённые войной»
Цель: воспитывать у детей уважение к бессмертному воинскому подвигу; пропаганда произведений отечественной поэзии патриотической направленности.
Задачи: знакомить с поэзией, посвящённой ВОВ; воспитывать положительное эмоциональное отношение к литературным поэтическим произведениям; воспитывать патриотизм, гордость за свой народ и людей, спасших страну; воспитывать уважительное отношение друг к другу, умение слушать, умение вести себя во время мероприятий.
Ход мероприятия:
Звучит метроном.
На сцене ведущие конкурса (Джафарова Яна и Масленков Александр, учащиеся 11 класса)
Ведущий 1. Добрый день, дорогие друзья!
22 июня 1941 года без объявления в 4 часа утра началась самая страшная, самая кровавая из всех - Великая Отечественная война. На нашу страну напали немецкие войска. Много лет прошло с той поры. И сегодня, в 2021 году мы отмечаем 76 лет со дня великой Победы советского народа и 77 лет освобождения Беларуси в этой войне.
Прошла война….прошла страда…
Но боль взывает к людям:
Давайте, люди, никогда об этом не забудем!
Ведущий 2. Да, время пришло другое, изменилась страна, но неизменным осталось одно – это те люди, которые на своих плечах вынесли все тяготы войны, которые боялись, но шли, которые ненавидели смерть, но рвались в объятия смерти, чтобы сохранить жизнь. Этим людям не нужно ничего объяснять и доказывать, они были там, они знают это не понаслышке, и только вера в правое дело давала им силы.
Ведущий 1. Можно сосчитать, сколько лет, месяцев и дней длилась война, сколько было разрушено и потеряно, но как сосчитать количество горя и слез, которые заставила пролить эта страшная война. Мы как нация живы, пока жива наша память, пока мы хотим, чтобы память была жива!
Ведущий 2. Сегодня мы собрались, чтобы вспомнить о всех тяготах войны и провести конкурс чтецов «Строки, опалённые войной» по стихотворениям Анатолия Ивановича Морозова.
Ведущий 1. В годы войны и после неё было создано много стихотворений о Родине, стихотворений-воспоминаний о родных местах, о военных буднях, блокадных днях, измученных детях, сгоревших сёлах, погибших солдатах и памяти о них.
И в наше время поэты пишут стихи о войне. Анатолий Иванович Морозов, историк-краевед, создал несколько стихотворений о войне, которые вошли в сборник «Словно пламя Свечи».
А мы начинаем конкурс. И открывает его Крисенкова Дарья, ученица 6 класса. Она прочитает стихотворение «Давным давно была война»
Ведущий 2. Война оставила свой след почти в каждой семье. Около 27 миллионов сыновей и дочерей не досчиталась наша страна. Они не пощадили своей жизни ради нашей свободы. Если память каждого из них почтить минутой молчания, то потребовалось бы более 38 лет.
На сцену приглашается Лыськова Дарья, ученица 6 класса, которая прочтёт стихотворение «Раскажы мне, бацька»
Ведущий 1. Во время Великой Отечественной войны разрушено 1710 городов и посёлков, свыше 70 тысяч сёл и деревень. Мы не должны забывать о том, что война несёт смерть и разруху.
В рядах тех, кто приближал Победу, были наши ровесники. Юные «сыны полков», партизаны, подпольщики…Леня Голиков, Валя Котик, Марат Казей, Зина Портнова – быть может, они чуть старше тебя.
За мужество и бесстрашие эти ребята удостоены звания Героя Советского Союза. 20 тысяч школьников получили медаль «За оборону Москвы». 15- ти тысячам 249-ти юным ленинградцам вручена медаль «За оборону Ленинграда».
Мы приглашаем на сцену Джафарову Яну, учащуюся 11 класса. Она
прочитает стихотворение «Дедов наказ»
Ведущий 2. Весь наш народ поднялся на борьбу с немецко-фашистскими захватчиками: в военкоматы выстраивались очереди, на фронт уходили прямо со школьной скамьи.
Для многих нынешних школьников Великая Отечественная война – это почти такое же далёкое прошлое, как и война с Наполеоном.
И появляются на наших улицах молодые люди со свастикой. Это наш общий позор и наша боль. Мы должны знать историю своей страны. Мы обязаны помнить..
Ведущий 1. Далее на сцену приглашается…Масленков Александр, учащийся 11 класса. Читает стихотворение «Чернокопателям»
Проходят зимы и вёсны, сменяются поколения, рождаются новые стихи и песни, а они – не вернувшиеся с кровавых полей той великой страшной войны – остаются всё такими же, какими ушли в свой последний бой. Они будут живы до тех пор, пока не иссякнет наша светлая память об их подвиге.
Ведущий 2. Глубоким патриотизмом, любовью к Родине, гордостью за своё поколение и верой в светлое будущее проникнуты стихотворения поэтов военных и послевоенных лет.
Лучшие из лучших остались на полях сражений той жестокой и страшной войны. Молодые, сильные, жизнелюбивые, такие непохожие друг на друга.…Но их объединяли мечты о горячей и чистой любви, о светлой жизни на Земле.
Наш конкурс чтецов завершаются стихотворением о наших Белыничах. Читает Маркевич Алина, учащаяся 6 класса «Родныя Бялыничы»
Ведущий 1. Конкурсная часть закончилась. Просим жюри подвести итоги. А я предлагаю нашим зрителям ответить на вопросы викторины.
Викторина «Что ты знаешь о Великой Отечественной войне»?
1. Сколько лет продолжалась Великая Отечественная война? (4 года. 1941-1945 гг.)
2.Как фамилия диктора, объявившего о победе над фашистской Германией? (Левитан)
3. Кто принимал парад Победы в 1945 году? (Г.К. Жуков)
4. Кто из четвероногих воинов, кроме лошадей, принимал участие в Параде Победы 1945 года? (собаки)
5. Где состоялся первый парад Победы? (Москва, Красная площадь)
6. Назовите самые крупные победы Красной армии в Великой Отечественной войне. (Москва, Сталинград, Курская дуга, план «Багратион»)
7. Город-герой, переживший почти трёхлетнюю блокаду. (Ленинград)
8. Ленинградцы во время блокады заклеивали стёкла окон крест- накрест полосами бумаги. Зачем? (Чтобы при бомбёжке стёкла не разлетались вдребезги)
9. Великая Отечественная война. Почему – Великая и почему – Отечественная? (Великая – потому что это была самая масштабная война в истории. Отечественная – потому что носила освободительный характер, бойцы защищали своё отечество)
10. Не памятник, но символ вечной памяти о павших героях. Есть во многих городах, как правило, находится возле памятника или могилы героев. Что это? (Вечный огонь)
11. Один из самых известных памятников Великой Отечественной войны. Находится в одном из городов-героев. К слову, это самый высокий памятник-статуя в мире. («Родина-Мать зовёт!». Находится в Волгограде)
12. Каким образом люди, находящиеся за линией фронта, помогали приблизить день победы? (Работа на заводах в тылу, народное ополчение, посылки и письма на фронт, участие в концертных бригадах…)
Награждение победителей и участников конкурса.
Приложение 4
Капище около агрогородка Светиловичи
Еще в 2001 году журнале «Магілёўская даўніна» была опубликована информация о том, что в 2 километрах севернее деревни Светиловичи, на правом берегу речушки Светиловка обнаружены останки древнего святилища в виде огромных валунов.Спустя годы обследование местности продолжил учитель истории «Светиловичского УПК ДССШ Белыничского района» и краевед Анатолий Иванович Морозов. Вместе со своими учениками – членами школьной поисковой группы «Следопыт» он обнаружил необычный камень, служивший, по его мнению, местом жертвоприношения.
Добраться до места, где расположены камни совсем не просто, речушка сильно петляет между кустарников и сельскохозяйственных угодий. Изначально большинство камней находились на другом месте. На данный момент на прежнем месте остался так называемый «жертвенный» камень. Там, по словам краеведа, находится углубление, которое возможно использовалось для жертвоприношений. «Жертвенный» камень находится в высокой траве на небольшом пригорке метрах в 100 от Светиловки. Все остальные камни во время сельхоз работ были перемещены ближе к берегу речушки. «Считается, что здесь некогда стоял деревянный идол, вокруг которого во время праздников разжигали костры, – рассказывает краевед. – Жаль, конечно, что мы не можем ни восстановить прежнее расположениекамней, ни обследовать их на предмет наличия рисунков или надписей. Поводом для размышлений может быть только камень с изображением рыси и скелета рыбы, найденный в мелководной Светиловке».
В ходе своих исследований Анатолий Иванович обратил внимание на то, что одним из древних образов славянской мифологии была Арысь-поле.
«Сказочный сюжет о матери-рыси был весьма распространен, – говорит он.
– Рысь – зверь таинственный во всех отношениях. И как реальное животное, и как мифическое существо. К примеру, некогда магическими чертами рыси и даром перевоплощения в нее наделялась матерая волчица, не менее 5 раз приносившая потомство.
Некоторые мифы и сказки славян наделяют рысь необычайной храбростью, позволяющей ей в одиночку нападать на едва покинувшего берлогу медведя, то есть в момент, когда он особенно опасен. Упоминается рысь и в русских народных сказках. Одна из них повествует о женщине, превращенной в рысь ведьмой и возвращенной в облик человека своим мужем.
Святилище в свою очередь является местом отправления различных религиозных культов, кроме того это место пребывания божества. У этого святилища так же было свое божество которому поклонялись. Необходимо отметить тот факт, что благодаря наличию этого культового места, свое название получила речушка Светиловка, а благодаря ей свое название позднее получило поселение.
Приложение 5
Некропль около деревни Студенка
На древнее захоронение около деревни Студёнка в Белыничском районе наткнулись лесники, когда рубили деревья. Они повалили один из надмогильных камней. Камень оказался около метра в длину, на нём видны знаки и кирилличные надписи.
После находку стала изучать поисковая группа «Следопыт» учебно-педагогического комплекса деревни Светиловичи.
Изучением находки занялись местные краеведы, которыми обнаружены 22 камня. Остальные отмечены шестиконечными и восьмиконечными православными крестами. На левой стороне одного из камней хорошо читается женское имя Дара, можно также различить слова «тело» и «душа». На правой стороне камня видны кириллические надписи, на самом кресте — примитивное изображение лежащего человечка.
По словам Игоря Александровича Марзалюка, профессора и заведующего кафедрой Археологии и специальных исторических дисциплин Могилевского государственного университета им.А.А. Кулешова находка может являться древним христианским грунтовым могильником, в котором покоятся знатные люди. Что-то более определенное о ней можно будет сказать лишь после обследования.
По предположению Анатолия Ивановича Морозова, бывшего учителя истории учреждения образования, данные захоронения могут принадлежать воинам великого князя ВКЛ Свидригайлы, которые погибли во время гражданской войны 1432—1439 годов.
Справка: В 1430 году на княжеский престол ВКЛ взошел Свидригайло, и поддержку ему оказали белорусские, украинские и русские князья. Не смотря на многочисленную поддержку против Свидригайлы был организован заговор, в котором принимали участие литовские феодалы во главе с младшим братом Витовта – Сигизмундом Кейстутовичем. По итогу 1 сентября 1432 года состоялось покушение, после которого Свидригайло был вынужден бежать в Полоцк, а на его место взошел Сигизмунд. Далее внутренний конфликт в Княжестве приводит к гражданской войне 1432-1439 годов. После поражения Свидригайлы в битве под Вилькомиром 1 сентября 1435 года, борьба не прекратилась. Полоцк, Витебск, Мстиславль и другие земли оказывали упорное сопротивление силам Сигизмунда. Левобережье Друти в то время входило в состав Мстиславского княжества.
Приложение 5
Воспоминание Силкиной А.В.
С Анатолием Морозовым я познакомилась в 1983 году. Тогда я работала в Белыничском райкоме комсомола.
Наша инструктор Татьяна Полякова уходила в декретный отпуск, и мы ждали на ее место нового работника. И вот однажды в наш кабинет зашел молодой человек, невысокого роста, худенький, но симпатичный. Это был наш новый инструктор Толя.
Анатолий был компанейским, веселым, умным парнем. В райкоме комсомола мы все были очень дружны, всегда помогали друг другу.
Правда, в райкоме комсомола я с Морозовым работала недолго, ушла завучем в Светиловичскую школу, где директором был Котов Владимир Михайлович, тоже бывший работник райкома комсомола.
Какое же было мое удивление, когда к нам в школу пришел работать учителем истории Анатолий Иванович. В школе с Анатолием Ивановичем я работала долгое время.
Морозов А.И. был очень хорошим учителем. Я любила посещать информационные часы, которые он проводил. Как умело, доступно мог объяснить он любой факт.
Нас все время согревала та комсомольская дружба. Анатолий Иванович подарил мне свою книгу «Белыничский монастырь» с дарственной надписью.
Вспоминаю 15 октября 2008 года, когда в честь 90-летия комсомола был организован «Круглый стол» для лидеров комсомольского движения Белыниччины. В теплой и душевной обстановке мы, Владимир Котов, Татьяна Полякова, Анатолий Морозов и я, вспоминали нашу юность, друзей, рассматривали старые фото.
На память нам вручили подарки, среди которых каждому была кружка с нашими фотографиями. Анатолий Иванович все волновался, досталась ли кружка мне. Конечно, досталась, я ее очень берегу и передам своему внуку.
А вот Анатолий Иванович ушел из жизни так внезапно, так рано.
разгарнуць » / « згарнуць